Close

Как нас обманывают: лживые цифры и статистика

84% фактов в интернете — ложь. Как и этот факт. Я его только что выдумала. Даже сделала неровный процент, чтобы выглядело убедительнее.

Человеческий мозг любит цифры. В отличие от размытых рассуждений, цифры конкретные, они дают весомый численный результат. Мы измеряем время, эффективность работы, физические показатели — и все это в цифрах.

В текстах почти всегда есть цифры, особенно если они касаются чего-то конкретного или что-то продают. А еще цифры есть в книгах, распространенных фактах и целой куче вещей. И, к сожалению, они бывают лживыми.

Почему нам лгут

Правду говорить легко и приятно. Ее не нужно придумывать и постоянно держать в голове — она лежит на поверхности. В ней сложно запутаться, потому что есть память о происходящем и четкие доказательства. Говорить всегда правду было бы проще всего, но только в идеальном обществе. В реальности же есть несколько поводов солгать.

Нехватка информации

Человек ну очень хочет добавить цифру, но исследования по его теме просто нет. Тогда он берет, и придумывает цифру. Или не придумывает, а берет из личных ощущений. Например, в его кругу никто не сортирует мусор. И он пишет: «В России 99% людей не сортируют мусор».

Я не знаю, так ли это — в этой статье я не ищу факты, иначе она раздуется до невообразимых размеров. Но даже если автор случайно попал — он все равно солгал. Хотя бы внутренне, для себя.

Недопонимание

Эта причина близка к нехватке информации, но в ловушку недопонимания можно попасть, даже если все тщательно проверить. Сразу к примеру:

В интернете популярен факт, что в день человек должен выпивать 1,5–2,5 литра чистой воды, без учета еды, чая и кофе. Корни этого факта растут из утверждения Национального исследовательского совета США. В 1945 году они постановили: «Взрослый человек должен потреблять 1 мл воды на каждую калорию еды». Это и дало пресловутые 1,5–2,5 литра. Но все как-то забыли, что совет имел в виду любую воду, в том числе идущую из пищи. Родилось недопонимание, которое переросло в расхожий миф, на основе которого люди строят целые теории по омоложению и похудению. Читать подробнее в интервью с доктором Heinz Valtin (pdf, на английском).

Желание продать

Самый популярный повод для лжи.

«Наши тексты увеличат вашу конверсию в два раза».

«В нашем чудо-фитнес-клубе вы похудеете на 5 кило за две недели».

«По статистике, 146% людей простужаются. Купите наш БАД и вы не будете простужаться».

Такие штуки встречались и раньше, но после популяризации инфостиля они поперли как грибы после дождя (это не камень в огород инфостиля, если что). Раньше какой-нибудь сеошник писал «Мы сделаем ваш сайт популярным», а теперь он пишет «Мы увеличим посещалку в 10 раз».

Это может быть правдой. Но без фактов это ложь. Нужны цифры, статистика, данные, картинки, отзывы от людей. И даже в этом случае вы вряд ли можете что-то гарантировать. Например, на сайте фитнес-клуба «Уже 100 наших клиентов похудело на 5 кг за 2 недели». Это будет правдой. Потому что новый клиент может и не похудеть.

Ложь продает. Но продает всякую чушь кому попало. Если вы делаете классный продукт, не продавайте его через ложь.

Пример удачных цифр — говорят не универсально, а о результатах клиентов

Попытка пропаганды

Самое отвратительное. Сюда же попадают лживые факты, но мы сейчас больше о цифрах.

«В США 100500 миллионов бездомных! Там ужасно жить!»

«В России 100500 миллионов бездомных! Здесь ужасно жить!»

Комментарии излишни.

Лень

Говорят лень — двигатель прогресса. А еще это двигатель ложных фактов. Это когда ты пишешь статью, но не хочешь перепроверять цифры.

Например, автор слышал, что человек использует мозг на 10%, поэтому пишет так в статье. Или даже строит всю статью на основе этого факта. Но на самом деле это миф — человек пользуется всем мозгом, просто в разное время активны разные участки.

То же самое получается, когда автор бездумно копирует подборку из «10 крутых фактов» или пишет что-то, не разобравшись в теме глубоко.

Как распознать ложь

Проверьте все пункты этого списка.

  1. Убедительна ли цифра? Не вызывает ли она у вас внутреннего отторжения? Нет ли в ней откровенного абсурда?
  2. Посмотрите, дает ли автор ссылки на исследования или факты.
  3. Загуглите цифру или факт. Если выпадают одинаковые сайты с перепечатанной друг у друга информацией — это повод насторожиться.
  4. Проверьте цифру в англоязычном интернете.
  5. Задайте вопрос на профильном форуме, если вам очень важно.

Это касается и опровержений =) Например, попробуйте проверить мое опровержение про неиспользование 10% мозга по этому чек-листу.

Ответ здесь
Я ничем не аргументировала свое опровержение — это повод усомниться. Исправляюсь. Вот вам ссылка на статью в Вики — там есть ссылки на исследования.

Как не врать самому

Если вы автор текстов или любите поспорить с коллегами, то можете даже случайно соврать. Руководствуйтесь этими принципами, чтобы так не делать:

  • Всегда проверяйте все факты и цифры. Даже те, что кажутся вам очень убедительными.
  • Не пытайтесь приукрасить. Правда всегда сильнее любой лжи. Говорите, что вы чего-то не умеете, что не можете гарантировать повышение продаж или похудение — но зато можете сделать то-то и то-то.
  • Если фактов нет, не придумывайте их. Так и скажите, что цифр нет, исследований нет, но вы думаете вот так вот.
  • Не торопитесь. Не пишите статьи впопыхах — будет желание быстро наклепать цифр и забить.
  • Умейте признавать ошибки. Если вы ошиблись, извинитесь и внесите исправление. Это покажет вас как взрослого человека и крутого специалиста гораздо лучше, чем попытка спорить и отстаивать ложь.

Когда врать можно

Никогда.

Не врите нигде — ни в рекламе, ни в статьях, ни в личной переписке. Любая ложь будет использована против вас, скомпроментирует вас или ваш бренд, вызовет проблемы с законом. Вам просто будет за нее стыдно, в конце концов.

Всегда говорите только правду. Если вы не нашли статистики или ее нет, так и пишите:

«По моим ощущениям, 99% людей идиоты. Но это не точно»

«Я не знаю, сколько людей зимой ломает ноги, но сам как-то раз падал в гололед, и мне это не понравилось. Поэтому вот вам супер-накладки на подошвы, чтобы вы не страдали, как я»

Будьте честными с другими и с собой — и все у нас будет хорошо =)

Лена Шпрингер

 

Понравилось? Я могу присылать вам новые статьи каждое воскресенье:


Комментарии: